Выбирал на Трипадвизоре ресторанчик. Наткнулся на отзыв, в котором посетитель пишет, что при эвакуации ТЦ его не хотели выпускать из ресторана, пока он не расплатится за всё. Вынудили его даже заплатить за неготовое блюдо (сунули недожаренное в коробку). Глянул в новости. Оказывается, такое повторяется в других городах и ресторанах — целую очередь у кассы выстраивают. Есть ли ответственность ресторана/сотрудников за такое поведение? Можно ли бить по морде или колоть столовыми приборами сотрудников ресторана, которые физически препятствуют эвакуации?
-
Cпециалист по уголовному праву
Здравствуйте, Евгений!
Это довольно таки спорный вопрос. Действия сотрудников ресторана можно объяснить лишь одним способом, избежания убытков повлекших за собой неуплату за оказанные услуги. Ресторан предоставляет услугу населению в сфере общественного питания. Между ним и потребителем гражданско-правовые отношения, в которых потребитель обязуется оплатить предоставленные услуги.
при эвакуации ТЦ его не хотели выпускать из ресторана, пока он не расплатится за всё.
Но, если отталкиваться от чрезвычайной ситуации, существует федеральный закон
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Исходя из закона персонал не имел права препятствовать эвакуации граждан.
Так же существуют "Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
Вынудили его даже заплатить за неготовое блюдо (сунули недожаренное в коробку)
А это является нарушением права потребителя и некачественным оказанием услуги.
Исходя из всего вышеперечисленного посетители имеют право требовать от заведения моральную компенсацию. Они могут обратиться с претензией к его администрации. В случае отказа нужно обратиться в суд с исковым заявлением.
И относительно вопроса физического воздействия на препятствующих сотрудников ресторана. За это уже ответственность лежит на посетителях ресторана и эти действия можно расценить не только как побои, но ответное создание препятствия к эвакуации, создания паники и опасной ситуации во время чрезвычайной ситуации.