Прокуратура наводит ужас на всех: и на чиновников, и на продавцов в мясной лавке. И не зря. Прокуратура – это орган надзора за соблюдением законодательства, ее руки дотянутся до любого, кто нарушит закон. Во всяком случае, для этого у нее есть полномочия. Достаточно «постучать» на обидчика, и вопрос будет взять на контроль. Разбираемся, как правильно составить жалобу в прокуратуру и по какому поводу можно пожаловаться.
Жалуемся: на кого и за что
По логике закона, попросить помощи у прокурора можно всегда, когда кто-то в вашем отношении нарушил закон. Прокуратура должна разбирать и реагировать на все обращения, где содержатся сведения о нарушении закона ( ст. 10 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 ). Кто бы и где бы эти нарушения не совершил. Спектр видов жалоб в прокуратуру огромен – у прокурору можно пожаловаться на:
- приставов, сотрудников ИФНС, Росреестра, Роструда МФЦ, МВД, ФСИН, иных правоохранительных органов, любых других государственных и муниципальных служащих;
- работодателей за просрочку выплаты зарплаты, увольнение без законных причин;
- управляющую компанию, ресурсоснабжающие предприятия, на любые нарушения в сфере ЖКХ;
- застройщиков за нарушение по ДДУ;
- продавцов, исполнителей, производителей за нарушение прав потребителя и т.д.
Исключение – жалобы на граждан. Прокурор не будет рассматривать жалобы на физических лиц, с такими заявлениями нужно обращаться в МВД и иные профильные органы.
Как составить жалобу?
Жалоба составляется в письменной форме, с подробным изложением по существу. Единственные требования к ее содержанию определены п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 , и согласно ему она должна содержать:
- название прокурорского органа, ФИО прокурора;
- ФИО, адрес заявителя, адрес для направления ответа;
- подробное описание обстоятельств, указывающих на нарушение закона, включая дату обращения к лицу, чьи действия незаконны, суть отношений с ним, суть допущенного нарушения, реквизиты принятого решения, если оно было принято и прочие обстоятельства;
- требования по существу: проверить указанные факты, устранить нарушения закона, привлечь к ответственности;
- дата, личная подпись.
Форма жалобы – свободная. Ниже представлен образец для самостоятельного заполнения.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Принципиальных отличий от обычной жалобы коллективная не имеет. По смыслу пп. 6 п. 1.9 Инструкции № 45 , есть лишь две незначительные разницы:
- В коллективной жалобе должны быть изложены факты о нарушении закона в отношении двух и более лиц. Например, жалоба жильцов дома на действия управляющей компании. Или жалоба работников на задержку зарплаты.
- Коллективную жалобу должны подписать два и более заявителя.
Можно ли пожаловаться анонимно?
Можно! Но мы не рекомендуем.
Дело в том, что ФИО жалобщика – обязательный момент в жалобе. На анонимную жалобу в прокуратуру не дается никакого ответа ( абз. 3 п. 2.8 Инструкции № 45 ). Это не значит, что ее не примут: прокуроры обязаны рассмотреть безымянное обращение в общем порядке, проверить изложенные в нем факты и принять необходимые меры, если эти факты подтвердятся. Но как-либо проконтролировать ход прокурорской проверки, равно как и факт ее проведения, не удастся.
Как направить жалобу?
Есть три формы подачи жалобы прокурору ( п. 2.1 Инструкции№ 45):
- В письменной форме . Это можно сделать при личном посещении, по почте заказным письмом или по факсу.
- В устной форме . Устно пожаловаться прокурору можно, например, на личном приеме, по телефону или через обращения в СМИ.
- В электронной форме . Электронное обращения можно подать через форму обратной связи на сайте местной прокуратуры или на e-mail, если он указан на сайте.
Порядок и сроки принятия решений
Принятая жалоба в 3-дневный срок регистрируется и передается прокурору, который:
- Проводит проверку указанных обстоятельств, если необходимо, с выездом на место.
- Истребует и изучает материалы дел, судебных решений, исполнительных производств.
- Истребует иные документы, необходимые для рассмотрения вопроса.
- Принимает меры прокурорского контроля.
- Направляет материалы в профильные органы надзора для возбуждения административных и уголовных дел.
- Принимает решение по существу жалобы, дает письменный ответ заявителю.
Срок рассмотрения жалоб – 15 дней, если ситуацию не нужно изучать и проводить дополнительную проверку, и 30 дней, если нужно ( п. 5.1 Инструкции№ 45 ).
Могут ли отказать?
Конечно!
Если в обращении изложены факты, в которых отсутствует событие нарушения закона или отсутствуют доказательства такого события, заявителю будет направлен отказ в жалобе. В прокуратуру можно обратиться повторно с той же жалобой, но уже в вышестоящее подразделение, дополнительно указав, что нижестоящий прокурор не отреагировал. А еще обращение может остаться без ответа, например, если:
- в жалобе отсутствуют сведения, необходимые для принятия решения;
- выявлена нечитабельность содержимого, невозможность определить суть;
- в обращении отсутствует логика;
- в обращении используются оскорбительные слова и выражения и т.д.