Мошенничество по телефону, пожалуй, самый популярный способ развода в телекоммуникации. Мобильники есть у всех, а значит, потенциальной жертвой может стать кто угодно: и пенсионеры, и предприниматели, и даже сотрудники полиции. И если вас «развели» – вероятно, вы были недостаточно внимательны. Как распознать телефонных мошенников и не попасться на их удочку? Разбираем 4 самые популярные разводки по телефону.
Развод 1. «Вам звонят из банка»
Эта схема стара как мир, но продолжает работать. Итак, звонит незнакомый номер, который легко спутать с банковским. Представившись менеджерами банка, вам сообщают: «вам пришел крупный перевод», «преступники пытаются взломать ваш счет» или что-то еще, якобы очень важное. А затем, чтобы разрешить ситуацию без личного посещения банка, предлагают назвать CVV-, CCV-код или код из SMS, который вот прямо сейчас пришел вам на телефон. Якобы, так банк сможет подтвердить, что все в порядке и вы это вы.
К вам могут обратиться по имени, назвать номер карточки, адрес или что-то еще персональное. Это для убедительности, чтобы вы подумали: «А откуда телефонным мошенникам знать мое имя, телефон или адрес? Это точно из банка!», и назвали им нужные цифры... Вжух, и денег на карте нет!
Чтобы этого не произошло :
- Заранее внесите в телефон все номера, которыми пользуется ваш банк.
- Не выполняйте инструкций оператора удаленно, не называйте собеседникам секретных кодов, кодов из сообщений.
- Сразу проверьте баланс и сообщите о попытке в службу безопасности банка. Если успели назвать коды, но деньги на месте – немедленно блокируйте карту через онлайн-банкинг.
Развод 2. «Перевели по ошибке»
Еще одно мелкое, но не менее распространенное мошенничество. На мобильный приходит сообщение из банка, телефонные мошенники пишут:
Сбербанк Онлайн. ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ Х. перевел(а) 5000.00 RUB
Сразу же после этого звонят уже с другого номера и жалобным взволнованным голосом сообщают, что, мол «я этот самый Иван Анатольевич, деньги перевел ошибочно, верните, пожалуйста». Очевидно, если вы «купитесь» и переведете деньги, отменить транзакцию не получится.
Чтобы этого не произошло :
- Перед тем, как делать какие-то переводы, проверьте баланс. Действительно ли вам пришел перевод?
- Проверьте номер, с которого пришли сообщения. Банк регулярно присылает вам СМС о транзакциях, его номер вы точно не перепутаете.
- Если стали жертвой телефонных мошенников – сообщите их контакты в службу безопасности банка и полицию.
Развод 3. «Сын в беде»
Жертве звонят с незнакомого номера, как правило, в 2-3 часа ночи. Представляются сыном/братом/мужем, который по глупости попал в полицию. Мол, нужно помочь – сейчас расскажут, что делать. Тут в разговор вклинивается якобы полицейский, который относится к возникшей ситуации понимающе. Мол, так и так, ваш сын/брат/муж «попал», но «дело молодое», можем все решить. Цена вопроса – 10-50-100 тыс. рублей или больше. Цену определяют в зависимости от возможностей «клиента». Деньги нужно доставить в определенное место, и побыстрее, а то цена скоро вырастет. Либо их должен забрать некий «таксист», бывают варианты. А еще могут начать пугать, сыпать угрозами, имитировать крики и всхлипы попавшего родственника – это должно добавить вам расторопности. Если купитесь, мошенники напрягались не зря.
Чтобы этого не произошло :
- Позвоните родственнику, которым представился звонивший. Если ответа нет, звоните жене, друзьям, родителям. Сделайте все, чтобы узнать, находится ли он в безопасности.
- Незамедлительно позвоните в полицию. Даже если родственник действительно в полиции, свяжитесь с отделом собственной безопасности и сообщите, что с вас требуют взятку. Если родственник дома и ему ничего не угрожает, сообщите о факте мошенничества.
Развод 4 «Опрос»
Относительно свежая, но уже популярная схема телефонных мошенников. Якобы от банка приходит SMS с просьбой пройти платный опрос. Обещают 500 рублей на счет. Все, что нужно – перейти по ссылке и ответить на пару вопросов. Переходите – а там как будто сайт онлайн-банкинга. Только это не он, а его копия. На первый взгляд подвоха нет, на странице – простые вопросы о качестве обслуживания. Но чтобы забрать деньги, в конце сайт предлагает ввести логин и пароль от онлайн-банкинга. Ввели – и попались. Сайт оказался «фишинговый» – пароль украдут, деньги со счета снимут.
Чтобы этого не произошло :
- Настройте систему смс-подтверждения платежей.
- Проверьте адрес сайта в адресной строке, прежде чем вводить логин и пароль.
- Настройте предупреждение о небезопасных сайтах в браузере.
Откуда мошенники берут телефонные номера?
Мест на самом деле куча. Во-первых, это сайты с объявлениями, вроде Авито. Во-вторых, соцсети, разные форумы и все места, где вы указываете телефон и открыт для всех. В-третьих, это разного рода реестры и базы данных. Всякие ЕГРН и ЕГРИП, базы владельцев ТС – все это можно купить в два клика. Там о вас очень много информации, из-за чего афера может казаться весьма убедительной на первый взгляд.
Куда обращаться?
Пожаловаться на телефонных мошенников можно:
- В полицию. Если вас развели, преступление по ст. 159 УК считается совершенным, вам нужно в райотдел.
- В СБ банка. Если вы не повелись, преступление не считается совершенным. Обратитесь к сотрудникам банка, они примут необходимые меры.